Адамкаялар – исторический объект, расположенный в окрестностях Мерсина и известный хорошо сохранившимися античными рельефами, высеченными в скалах. Скальные рельефы Адамкаялара представляют собой во многих отношениях уникальный исторический памятник, который будет интересен каждому туристу, посещающему юго-восток Турции.
Рельефы Адамкаялара включают изображения 17 человеческих фигур, высеченных в девяти нишах в почти отвесной скале. Скульптуры изображают 11 мужчин, 4 женщин и 2 детей. Можно различить также изображение римского орла – официальный символ римского военного господства и власти.
Скальные рельефы Адамкаялара создавались в течение продолжительного времени, начиная предположительно с IV века до н. э. по III век н. э. Поскольку нет никаких письменных источников, относящихся к этим рельефам, многое в их истории остается неясным. Рядом с некоторыми из фигур есть надписи, но их плохая сохранность не дает возможности почерпнуть из них какую-либо существенную информацию.
Тем не менее бесспорно то, что Адамкаялар был частью римского некрополя и отражает представления, характерные для античного заупокойного культа. Так, один из мужчин изображен возлежащим на клинии – пиршественном ложе. Это распространенный мотив в римском погребальном искусстве: так принято было символически изображать усопшего.
Конечно, только влиятельные люди из богатых и знатных семей могли позволить себе увековечить память об умерших с помощью создания таких дорогостоящих и эффектных памятников, как скальные рельефы. Таким образом, люди, изображения которых можно видеть в Адамкаяларе, относились к политической и военной элите, управлявшей этой областью в эпоху античности. Многие из скальных фигур изображают вооруженных воинов.
Однако заказчики рельефов стремились сохранить память об усопших не только, если можно так сказать, с официальной, парадной стороны. Ряд скульптур изображает умерших в кругу семьи. В одной из сцен воин изображен рядом с женой и дочерью. Особую трогательность придает этой скульптурной композиции высеченная мастером собачка: очевидно, домашняя любимица была очень дорога всему семейству.
Скульптуры, создававшиеся в древности в память об умерших, словно бы говорят нам: пусть усопший и покинул своих родных, он никогда не будет забыт, и даже сама смерть бессильна разорвать те узы, которые соединяют любящую семью.